Его герои подчас трагически ощущают хрупкость, быстротечность жизни. Мечтая обрести душевное равновесие, они совершают «побег» в мир первозданной природы.
Вместе с мамой уезжает на Север из Москвы герой рассказа «Голубое и зеленое», трепетно переживающий первую любовь десятиклассник. Он попадает в настоящие дикие леса, чувствует себя первооткрывателем и переполнен желанием, чтобы его любовь длилась и длилась: «Я рассказываю ей об охоте, об озерах и лесах..., и она понимает меня».
«Понимание» – ключевое слово в прозе Казакова. «Голубое и зеленое» – трогательное повествование о любви, которая навсегда остается памятью сердца.
Любовь для героев Казакова и загадка, и счастье, и страдание. Об этом «Осень в дубовых лесах». Он и она любят друг друга, но все непросто в их отношениях. Он «снимает» старый дом на берегу Оки и с волнением ждет ее приезда.
«Единение» – тоже ключевое слово Казакова.
«... мы, держась за руки, стали подниматься... в светлом лесу, чтобы посмотреть еще раз на Оку сверху. Мы шли тихо, молча, как в белом сне, в котором мы наконец были вместе».
Каждый рассказ писателя наводит на серьезные размышления о самом главном. Тема смерти и жизни – сквозная тема многих произведений Казакова.
Описанием пробуждающейся ото сна природы начинается рассказ о двух мальчиках, которые с утра пораньше отправляются на рыбалку. Яшка – местный, деревенский, «первый рыболов колхоза». Володя – городской, никогда не ловил рыбу. И разве можно было предугадать, что эта рыбалка только чудом не закончится гибелью одного из них? Рассказ «Тихое утро» – о победе добра над злом, жизни над смертью. Горько плачет Яшка от пережитого смертельного страха, от радости, что все так хорошо закончилось. Как шелуха, слетает с него все вздорное, наносное, ненужное... И радуется новому светлому дню проснувшаяся земля.
Но такое «просветление» происходит не с каждым героем лирических рассказов Казакова.
Мы смеемся, читая «Кабиасов». Кабиасы – из страшной сказки, которую писателю в детстве рассказывала мать. Сетующего, что «плохо дело с атеистической пропагандой поставлено», молодого и самонадеянного завклубом Жукова «кабиасы» поджидают в ночном лесу. Случайно это или знак судьбы? Необъяснимый ужас испытывает незадачливый герой, столкнувшись с неведомым, но так ничего и не уразумев.
Слишком ценит свою мнимую свободу, слишком озабочен самим собою герой рассказа «Двое в декабре», тридцатилетний юрист. Не слышит свою любимую, не желает понять, что она ждет от него. Печально, когда любовь уходит. Еще печальнее, когда не понимаешь, почему это происходит...
Особое место в творчестве писателя занимает рассказ «Никишкины тайны». Это нечто сказовое, возвращение к нашим истокам и требует особого осмысления. Никишка – из поморов, живущих на краю земли. Отец рассказывает ему о секретах рыбной ловли и о том, как моряком ходил в разные страны. Бабка делится с ним воспоминаниями, как «шли по мертвым лесам... беглые, больные, несчастные, обиженные... в пресветлую обитель – Соловецкий монастырь». И, кажется, сама природа хочет «разом открыть ему все тайны немой души».
«Хороший писатель – это прежде всего писатель, думающий над вопросами важными». Так считал Юрий Казаков. Он хороший писатель. Его стоит прочитать в первый раз или перечитать заново.
Автор: Татьяна Юрьевна Иванова, главный библиотекарь МГОУНБ