Литературные статьи

Фазиль, Чик и Пушкин

Пушкин – наш последний шанс.

И если мы еще иногда способны шутить – это тоже Пушкин.


Фазиль Искандер


6 марта 2024 года исполняется 95 лет со дня рождения Фазиля Искандера – крупнейшего писателя ХХ века. А 6 июня мы будем отмечать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Для Искандера, как и для многих его современников и собратьев по духу – Беллы Ахмадулиной, Андрея Битова, Булата Окуджавы, Давида Самойлова – Пушкин был «путеводной звездой», воплощением свободы, творчества, радости, гармонии.

«Все творчество Пушкина – средство от депрессии», – отмечает Искандер в эссе «Слово о Пушкине». Писатель высказывает парадоксальную мысль: «Национальный гений… бессознательно лечит нацию и культивирует в ней свойства, которые ей необходимы, но находятся в зачаточном состоянии». Пушкин для России должен быть «путеводной звездой», ведь «ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории».

В эссе «Моцарт и Сальери» вслед за Пушкиным Искандер размышляет об истоках «зловещих человеческих страстей». Согласно Искандеру, «Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна». А почему «гений и злодейство – две вещи несовместные»? Да потому, отвечает Искандер, что у гения просто «нет свободных энергетических ресурсов на это» – он «осуществляет абсолютную полноту самоотдачи».

Действие рассказа «Чик и Пушкин» из цикла «Детство Чика» происходит в конце 30-х годов XX века. В этом, как и в других произведениях Искандера о детстве, противопоставлены радостное постижение жизни и трагичность исторического времени. Пушкина ребенок воспринимает как гармонию – когда учительница читает в классе «Капитанскую дочку», Чик ощущает «уют, слаженность всей жизни, где всем, всем людям будет хорошо. Сначала в классе, как сейчас, а потом и во всем мире». А реальный мир тем временем захватывает души детей, которые начинают преследовать случайного прохожего в шляпе, решив, что тот – «вредитель». Вместе со всеми в толпу, в травлю вовлекается и Чик. Спасает «вредителя» «сумасшедший дядя» Чика, который оказывается более нормальным, чем дети, которых он как раз называет «сумасшедшими».

Под влиянием одноклассника Чик ищет «тайные вредительские знаки» на рисунке к «Песни о вещем Олеге», но внезапно сам текст стихотворения захватывает его. «Читая стихи, Чик с удивлением чувствовал, что они оживают и оживают …И его пронзило. И дальше уже до конца стихотворения хлынул поток чего-то горестного и прекрасного, может быть, постижения непостижимого смысла жизни». Чик «не перестал верить в существование вредителей. Но они куда-то далеко-далеко удвинулись и стали маленькими-маленькими. И даже если они воровато нацарапали на этом рисунке какие-то нехорошие слова и юркнули в какую-то щель, как это все мелко и глупо. Даже искать эти слова мелко и глупо, если в жизни могут происходить такие великие истории, как история Олега и его коня». Сумасшедший дядюшка противопоставлен «безумию» детей и, спасая человека, приводит мир в норму. Так же приводит мир в норму слово Пушкина. Незаметно исцеляет Пушкин и душу Чика. Мальчик участвует в постановке по «Сказке о попе и о работнике его Балде» в школьном театре. Чик слишком высоко возносится, считая себя лучшим чтецом. В итоге по распоряжению режиссера, «начав с главной роли Балды, Чик перешел на самую последнюю – роль задних ног лошади». Но когда на представлении герой видит, что его любимая учительница литературы «смеялась, как и все, но при этом смотрела на Чика любящим, любящим, любящим взглядом», он ощущает «волну бодрящей благодарности». «Вот кто Чика никогда не предаст, и Чик ее никогда в жизни не забудет!» Никогда не забудет и Пушкина выросший Чик – писатель Фазиль Искандер.

Автор: Татьяна Юрьевна Иванова,

главный библиотекарь МГОУНБ