Литературные статьи

Маяковский о современниках: судьбы на фоне эпохи

22 апреля 1927 года корреспондент пражской газеты «Prager Presse» взял небольшое интервью у проживавшего близ Вацлавской площади в гостинице «Адрия» Владимира Маяковского. Поэт был немногословен, избегал не интересующих его тем и, судя по ответам и реакции, не расположен к долгой беседе. Тем не менее он назвал несколько имен современников, творчество которых отмечал. Кто же они, и сбылись ли надежды Владимира Владимировича на их большое будущее?

«Я за постановку современных пьес»

Глубоко убежденный в том, что классическая русская драматургия не имеет будущего в Советской России, Владимир Владимирович выделил современного автора – Сергея Михайловича Третьякова. Сейчас мало кто помнит его имя, а ведь пьеса «Рычи, Китай!» была поставлена самим Всеволодом Мейерхольдом. Другая – «Хочу ребенка» – тоже должна была войти в репертуар ГОСТИМа (Государственного театра имени Вс. Мейерхольда), но ее запретили. Плодовитого поэта, сценариста, публициста и прозаика Сергея Третьякова расстреляли в 1937 году, а часть его творческого наследия (стихи и песни) стали обозначать как народные. На театральные же подмостки пьесы писателя вернулись лишь в 80-е годы.

«Мне лично... нравятся Бабель и Артем Веселый»

Оба автора в конце 20-х годов были хорошо знакомы читающей публике. Хотя темы «Конармии» Исаака Бабеля и вызывали ожесточенную дискуссию, особенно в среде бывших «красногвардейцев», книга пользовалась бешеной популярностью. Артем Веселый (Николай Иванович Кочкуров), помимо фольклорных изысканий (писатель собирал образчики устного народного творчества), известен сейчас прежде всего романом «Россия, кровью умытая». Первое издание романа вышло как раз в 1927 году, и если Маяковский еще не успел с ним познакомиться, то свое мнение о Веселом он мог составить по книгам «Реки огненные», «Дикое сердце», «Вольница», «Страна родная». Что-то в них он разглядел... Веселый был расстрелян в 1938 году, Бабель – через два года. Четверть века их работы не выходили и не переиздавались.

«Нельзя обойти Пильняка»

Задолго до опубликования своего самого знаменитого ныне произведения – романа «Повесть непогашенной луны» – Борис Пильняк (Вогау) уже много лет был состоявшимся писателем. Печататься начал еще в 1909 году, а в 20–30-е годы стал одним из самых издаваемых авторов. В 1929–1930 годах вышло восьмитомное собрание его сочинений. Следующая работа (сборник избранных произведений) лишь в 1975 году дошла до отечественного читателя: попавший в опалу автор долгое время проживал за границей, а по возвращении был расстрелян в 1938 году.

«Ведь у нас нет второго Мейерхольда»

При всем неоднозначном к нему отношении невозможно недооценить (вслед за Маяковским) вклад Всеволода Эмильевича в историю российского театра. Его революционные во всех смыслах постановки по классическим и современным пьесам Островского, Гоголя, Грибоедова, Метерлинка, Вишневского каждый раз становились новым словом в сценическом искусстве. Еще в 1918 году Мейерхольд поставил «Мистерию-Буфф» Маяковского, в 1929 – «Клопа», а в год смерти поэта – «Баню». В 1940 году Мейерхольд был расстрелян.

«Николай Тихонов, вероятно, самый выдающийся из ленинградских лириков»

К 1927 году Николай Семенович был известен чеканными строками «гвозди б делать из этих людей» и «небо согнулось, как дуга» из сборников «Орда» и «Брага». Кто знает, поменял бы свое мнение о поэте Маяковский, ознакомившись с дальнейшим творчеством собрата по перу, впоследствии многократного лауреата Сталинской и Ленинской премии. Патриарха, классика, непререкаемого авторитета...

«Сельвинский... автор великолепной «Улялаевщины»

Спустя почти столетие с тех пор, как Владимир Владимирович так лестно отозвался о работах Ильи Львовича Сельвинского, человека неоднозначного, сложной судьбы, имя его знакомо сегодня прежде всего литературоведам. Примечательно, что в этом же интервью строкой выше Маяковский упомянул и Бориса Пастернака, в жизни и судьбе которого Сельвинский сыграл роковую роль. Под конец жизни, занявшись теорией, Сельвинский выпустил достаточно высоко ценимый современниками труд «Студия стиха». Сама же эпопея «Улялаевщина» о годах революции и гражданской войны на Урале известна лишь редким энтузиастам.

Автор: Александр Сергеевич Вальков, ведущий библиотекарь МГОУНБ