Мой костер в тумане светит; Искры гаснут на лету… Ночью нас никто не встретит; Мы простимся на мосту.
«Песня цыганки» (1853)
Знаете ли вы, что автором слов популярного романса «Мой костер в тумане светит…», музыку для которого написал Яков Пригожий, является поэт Яков Петрович Полонский?
Еще в конце XIX столетия философ и богослов Владимир Сергеевич Соловьев назвал Полонского одним из «главных поэтов послепушкинской эпохи». Полонский стоит в одном ряду с прославленными именами русской лирической поэзии второй половины XIX века, представителями «чистого искусства» – Федором Тютчевым, Аполлоном Майковым, Афанасием Фетом. Стихи Якова Полонского сочетают в себе романтические и реалистические традиции отечественной литературы.
Яков Петрович Полонский родился 18 декабря 1819 года в Рязани, в небогатой дворянской семье. Во время учебы в гимназии за стихи, написанные в честь приезда цесаревича Александра Николаевича, Полонский получил золотые часы от будущего императора и похвалу от самого Василия Андреевича Жуковского.
Юридический факультет Московского университета, служба чиновником особых поручений в Тифлисе в канцелярии наместника Кавказа графа Воронцова, Комитет иностранной цензуры, где Полонский прослужил более тридцати лет, Главное управление по делам печати… Бедность, подработка частными уроками и репетиторством, смерть маленького сына и любимой жены, тяжелая болезнь… Путешествие по Европе, увлечение живописью, дружба с Тургеневым, Некрасовым, Фетом… Все это было в жизни Якова Полонского.
Творчество Полонского ценили Достоевский, Чехов, Бунин, Блок. Большой известностью пользовались его «пятницы», которые поэт проводил в своей петербургской квартире. Здесь бывали Гончаров, Лесков, Мережковский, Гиппиус, Случевский, Айвазовский, Верещагин, Репин, Чайковский, Рахманинов.
Замечательным литературным наследием Якова Полонского являются книги и журналы XIX – начала XX века с текстами его сочинений. В фонде редких книг Мурманской областной научной библиотеки можно увидеть как прижизненные журнальные публикации поэтических произведений Якова Полонского, так и отдельно изданное собрание стихотворений.
Прежде всего стоит назвать известный журнал «Отечественные записки» за 1873 год, в девятом и десятом номерах которого Николай Алексеевич Некрасов, редактор журнала, напечатал поэму «Мими». «Мими» подверглась резким нападкам критика Буренина, назвавшего поэму «наивным стихоупражнением». Полонский ответил Буренину едкой эпиграммой.
А вот что писал Полонскому по поводу «Мими» Иван Сергеевич Тургенев: «Я прочел первую половину твоей поэмы в «Отечественных записках». Многое в ней мне понравилось, от нее веет искренностью, а местами – поэзией – но все же мне сдается, что ты в подобных больших произведениях словно не дома, не в своем тоне поешь. Ты по преимуществу лирик с неподдельной, более сказочной, чем фантастической, жилкой; а тут дело в анализе, в характерах, их столкновении и развитии...».
На страницах ноябрьского номера «Русской старины» за 1884 год из фонда нашей библиотеки опубликованы стихотворения тифлисского периода жизни Полонского. Стихи относятся к раннему этапу его творчества и имеют автобиографическое значение. «Нам сообщено из Тифлиса шесть стихотворений нашего талантливого и неизменно симпатичного поэта Якова Петровича Полонского…» – такими словами редакция журнала сопровождает публикацию.
Сочинения Полонского, изданные отдельно при жизни автора, представлены в фонде редких книг «Полным собранием стихотворений» 1896 года. Издание было выпущено Адольфом Марксом в пяти томах. Вышедшее в свет за два года до смерти Полонского, собрание стихотворений было просмотрено Яковом Петровичем и стало итогом его поэтической деятельности. «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою», – писал Полонский в одном из писем Афанасию Фету.
И еще один раритет. В 1874 году Петр Ильич Чайковский написал оперу «Кузнец Вакула» на либретто Якова Полонского. В основе либретто – сюжет повести «Ночь перед Рождеством» Николая Васильевича Гоголя. Работая над текстом либретто, Полонский усилил сюжетную линию любви Оксаны и Вакулы, развил сцены, в которых участвуют Солоха с Бесом, частично сохранил гоголевский текст.
Из-за неуспеха первой постановки оперы в Мариинском театре, состоявшейся в 1876 году, Чайковский создает вторую редакцию оперы и называет ее «Черевички». В 1885 году музыкальный издатель Петр Юргенсон впервые выпускает либретто «Черевичек». Мы же храним четвертое издание этого текста, выпущенное Юргенсоном в 1913 году. Добавим, что Чайковский написал несколько романсов на стихи Полонского. Среди них – «Песнь цыганки» («Мой костер в тумане светит»).
Современный читатель не слишком хорошо знаком с творчеством Якова Петровича Полонского, его практически не изучают в школе, поэтому нам остается лишь поставить старую пластинку с романсами на стихи этого поэта или снять с полки томик русской поэзии XIX века и погрузиться в волшебный мир лирики Полонского.
Моё сердце – родник, моя песня – волна, Пропадая вдали, – разливается… Под грозой – моя песня, как туча, темна, На заре – в ней заря отражается. Если ж вдруг вспыхнут искры нежданной любви Или на сердце горе накопится – В лоно песни моей льются слёзы мои, И волна уносить их торопится.
(1856)
Автор: Елена Юрьевна Кузнецова,
главный библиотекарь отдела библиотечных фондов МГОУНБ