Трилогия Федора Абрамова «Пряслины»:
«Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья»
Уйти на фронт добровольцем было делом чести. 14 июля 1941 года – дата зачисления студента ЛГУ Федора Абрамова в Ленинградскую армию народного ополчения. В рассказе «Осенью 1941 года» писатель жестко поведает о первых месяцах войны, боях на подступах к Пулковским высотам, тяжелом ранении, госпитале в блокадном Ленинграде… Но рассказ не будет опубликован при жизни Абрамова. Он знал суровую правду «окопной», солдатской войны, но мало писал об этом.
На страницах его трилогии «Пряслины» – другая война, «бабья, стариковская и подростковая война в тылу», не менее героическая. «Пряслины» – скорбное повествование о северной деревне в военные и послевоенные годы.
Прообразом вымышленного Пекашина стала деревня Веркола, родина Федора Абрамова.
Северное Пинежье – неласковая земля, заселенная потомками новгородцев, исповедовавших старую веру и строго соблюдавших нравственные заповеди. Чтобы выжить, во все времена много трудились, отвоевывая у леса земли под пашню и покос. Что и говорить о военном лихолетье. Пинежская деревня работает на износ, помогая фронту. Бабы, старики, подростки пашут, сеют, надрываются на лесозаготовках.
Федор Абрамов – на стороне деревенских людей, живущих по совести. Таких, как Анфиса Минина, Марфа, Лукашин, Пряслины, да много кто еще… Способных на великую жертву во имя Победы.
В центре абрамовской саги – многодетная семья Пряслиных. На войне погиб Иван Пряслин, глава семьи. Анна Пряслина, мать шестерых детей, с утра до ночи работает в колхозе. Подросток Лиза нянчится с братишками и сестренкой, стирает, готовит, помогает на сенокосе. Пятнадцатилетний Михаил бросает учебу и берет на себя мужские работы по дому и в колхозе.
Абрамову важно рассказать о таком Михаиле Пряслине, наделенном чувством «хозяина земли», ответственности за происходящее вокруг. Проникновенные слова находит о нем председатель колхоза Анфиса Минина: «Ну-ко, кто у нас за первого косильщика в колхозе? Кто больше всех пахал, сеял? А кого послать в лютый мороз да в непогодь по сено, по дрова?.. Да, бабы, за первого мужика Михаил всю войну выстоял. За первого!»
Война – тяжелое испытание для всех пекашинцев. В День Победы постаревшие пекашинские бабы накрывают праздничные столы. Но не все пришли на праздник: «Не смогли перешагнуть через дорогих покойников».
Несладкой обернулась для деревни и послевоенная жизнь. Но абрамовская эпопея о нелегкой крестьянской доле не рождает чувство безысходности. «Люди должны включить в свое душевное хозяйство пряслинский нравственный комплекс – это для меня несомненно», – считал Федор Абрамов, прошедший суровую школу жизни.
В 1978 году на сцене Учебного театра «На Моховой» в Ленинграде состоялась премьера дипломного спектакля «Братья и сестры». К этому событию студенты Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии готовились более года. Летом 1977 с режиссером Львом Додиным они совершили поездку на родину Абрамова. Учились понимать деревенскую жизнь, впитывали в себя похожую на чириканье пинежскую речь, записывали на магнитофон северные песни и причитания. Юные актеры разыграли перед Абрамовым почти весь спектакль и привели его в восторг: «Диво дивное ихние «Братья и сестры».
А на сцене Малого драматического театра премьера «Братьев и сестер» в новой версии состоялась только в 1985 году, к 65-летию писателя. Это была многочасовая оптимистическая трагедия, очищающая душу каждого, кому повезло посмотреть спектакль. Потрясающая игра актеров, строгое оформление сцены, удивительное музыкальное сопровождение, «пинежский говорок» – все держало в напряжении зрительный зал от начала до конца.
Весной 2015 года эстафета «Братьев и сестер» была передана новому актерскому составу как самое дорогое, созданное тридцатилетним трудом. Это был уже другой спектакль, но Льву Додину удалось сохранить в нем нравственную правду и верность абрамовскому Слову, заложенные еще в далеком 1977 году в Учебном театре «На Моховой».
В 2014 году на экраны страны вышел телесериал «Две зимы и три лета», снятый по тетралогии о Пряслиных (включающей продолжение цикла – роман «Дом») режиссером Теймуразом Эсадзе.
Творчество Федора Абрамова остается актуальным и необходимым для новых поколений. По словам режиссера Льва Додина, обращенным в год 90-летнего юбилея Абрамова к землякам писателя, «Абрамов был впереди своего времени. Он имел мужество взглянуть этому времени в глаза. Иногда я поражаюсь: насколько он сегодняшний…»
Автор: Татьяна Юрьевна Иванова,
главный библиотекарь МГОУНБ