Литературные статьи

Василий Шукшин и герои его рассказов

Василий Макарович Шукшин – знаковая личность. Сценарист, кинорежиссер, актер (режиссерский факультет ВГИКа). Но прежде всего русский писатель со своей выстраданной правдой о послевоенной деревне, и не только о ней.

Рассказ – любимый жанр Шукшина.

В шукшинских рассказах город соблазняет деревенских запретными радостями («Хахаль»), комфортом, красивой жизнью («Постскриптум»). Город высмеивает сельских жителей («Сапожки»), хамит («Ванька Тепляшин»), что более всего злило самого писателя.

Но противостояние деревни городу – не главное. И деревенские не всегда хороши, и городские не всегда плохи. Рассказы Шукшина – об искушении поддельной красотой, мнимой значимостью, успехом, комфортом, о разрушении народной нравственности.

Зло, по Шукшину, инфернально, и проявляется не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной жизни обычных людей.

Многие герои страдают манией значимости, что скорее печально, чем смешно («Дебил»).

Деревенский почтальон Макар Жеребцов, вылитый достоевский Фома Опискин, берет на себя право учить людей, как надо жить:

– Мне бы – в большом масштабе советы-то давать, у меня бы вышло. Ну, подучиться, само собой… У меня какой-то зуд на советы. Охота учить, и все, хоть умри. («Непротивленец Макар Жеребцов»).

«Срезает» приезжающих в родную деревню «знатных людей» провокатор Глеб Капустин:

Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии!

Зло заразительно. Местные мужики охотно участвуют в капустинских спектаклях, хотя и не любят Глеба: «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще» («Срезал»).

Столкнувшись со злом, простосердечные шукшинские герои подчас теряются, как тракторист Сергей Безменов, став свидетелем измены жены, предательства брата: «…все живое, имеющее смысл, имя, – все ухнуло в пропасть, и стала одна черная яма» («Беспалый»).

Напрасно взывать к совести тех, у кого нет совести («Волки»). Еще страшнее столкнуться с теми, у кого нет души, кто «мертвый» уже при жизни («Мой зять украл машину дров»). Потеря души – расплата за сделку со злом.

И несется на мотоцикле с бешеной скоростью в черную ночь, как в адскую бездну, колхозный бригадир Шурыгин, разрушивший без всякой надобности церковь XVII века («Крепкий мужик»).

Не взаимодействовать со злом, насколько это возможно – единственный способ спасти свою душу по Шукшину.

Алеша Бесконвойный находит свой способ защититься от зла. Он отвоевывает в колхозе нерабочую субботу – банный день, когда обретает свободу от всего суетного, ненужного для души («Алеша Бесконвойный»).

О спасительной силе любви – рассказ «Сапожки».

Не прилипает зло к сельскому киномеханику Василию Князеву, который живет не умом, а сердцем, умеет прощать и радоваться жизни («Чудик»).

Простой и верный совет дает шукшинский герой Ванька Тепляшин: «Надо человеком быть».

Рассказы писателя побуждают нас по-другому взглянуть на мир и на себя.

«Живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба», – обращается к нам из XX века Василий Макарович Шукшин.

Автор: Татьяна Юрьевна Иванова,

главный библиотекарь МГОУНБ