Чтоб в достойных людях не было недостатку,
прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Д. И.Фонвизин, «Недоросль»
14 апреля 2025 года исполняется 280 лет со дня рождения русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина. Он более всего известен нам как автор комедии, в которой шестнадцатилетний недоросль заявляет матери: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя...».
XVIII век – век русского Просвещения. Все пронизано идеей жертвенного служения государству, и образование дворян становится сущей потребностью времени.
Литература классицизма страдает назидательностью, рассуждениями о пользе знаний, прославлением наук. Екатерина II желает обозначить себя просвещенной монархиней и замышляет даже осуществить в России образовательную программу...
Денис Фонвизин разделял воззрения своих современников, но сомневался во всесилии отвлеченных знаний.
«Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище», – поучает Стародум племянницу Софью, озвучивая авторскую позицию. «Благонравие – чистая, непорочная нравственность, твердыя нравственные правила» (В. Даль). Правила, которым должен следовать каждый дворянин.
«Недоросль» – комедия воспитания. В центре пьесы – семья сельских помещиков-крепостников Простаковых. Действие происходит в деревне, которой владеют Простаковы.
Нравственное состояние детей во многом зависит от нравственного влияния матери.
«И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?» – гневно вопрошает Стародум
.
Глава семьи – госпожа Простакова, жестокосердная крепостница, глупая, невежественная, злонравная женщина. Она не видит никакой надобности в образовании и в этом – прямая наследница своего отца, Скотинина-старшего: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»...
Но деваться некуда – время другое: «Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак».
Грамоте Митрофана обучает недоучившийся семинарист Кутейкин, арифметике - отставной сержант Цыфиркин, «по-французски и всем наукам» – немец Вральман, некогда бывший кучером у Стародума. Результаты четырехлетнего обучения Митрофана – нулевые, но это не тревожит мать: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?»
Что касается отца, то он – пустое место в доме и не участвует в воспитании сына.
Несчастным называет такой дом Стародум, где мать и отец «своротили с пути добродетели». С детства усваивает смышленый от природы Митрофанушка хамское отношение к подневольным людям, пренебрежение своими обязанностями. Даже к матери он не испытывает теплых чувств.
Интересно сопоставить комедию «Недоросль» с «Капитанской дочкой» Пушкина (1836), тем более что события в ней тоже происходят в царствование Екатерины II. От матери Петруша Гринев унаследовал доброе сердце и во всем упование на Бога, от отца – твердое понятие о долге и чести природного дворянина, служивого человека. Из всех испытаний Петр Гринев выходит невредимым, вознагражденный самой судьбой любовью, семейным счастьем и уважением.
Иная судьба у Митрофана Простакова.
Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить...
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят.
Одним из первых в русской литературе Денис Фонвизин обозначил главенство добронравия над образованием и ответственность родителей за нравственное воспитание детей.
Некоторые крылатые выражения из «Недоросля»
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.
Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
Прямое достоинство в человеке есть душа... Невежда без души – зверь.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван.
...наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
...я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие.
Автор: Татьяна Юрьевна Иванова,
главный библиотекарь МГОУНБ