Как эта стужа меня измаяла,
Этот сердечный мороз.
Мне бы заплакать, чтоб сердце оттаяло,
Да нет слез…
«Это была самая замечательная женщина, которую пришлось на моем веку знать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одаренных поэтесс, которых я встречал», – признавался поэт Георгий Адамович. Ее называли «декадентской мадонной», хотя сама Зинаида Николаевна Гиппиус не считала себя декаденткой. Она всегда была в центре внимания. Стихотворения Гиппиус печатались в литературных журналах Петербурга и Москвы. Ее критические статьи, рецензии, острые, как жало осы, пользовались успехом. В «Литературном дневнике» (1908) Гиппиус размышляет о литературе, искусстве и проблемах современности. «Для нее литература – не механическое отражение… исторических течений, а вечная борьба духа, ищущего идеала», – писал рецензент «Литературного дневника».
По мнению одного из биографов, «она с начала своих дней жила как бы вне времени, вне пространства, занятая чуть ли не с пеленок решением вечных вопросов». Возможно, этим и интересна сегодня Гиппиус – решением вечных вопросов!
И это желание не знаю откуда
Пришло, откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
Чуда!
Но плачу без слёз о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
Более всего на свете она ценила свободу. Всю жизнь «…с неостывающим пылом молодости (до 75 лет!) вкривь и вкось, часто неверно, часто предвзято, судила… по принципу «кто не с нами, тот против нас» (Нина Берберова). Все подвергала сомнению и анализу.
Странные на первый взгляд стихи Гиппиус так не похожи на «женскую поэзию». Поэзия, считала она, – это лишь одна из форм, какую принимает в душе молитва:
Ничто не сбывается.
А я верю.
Везде разрушение,
А я надеюсь.
Все обманывают,
А я люблю.
Кругом несчастие,
Но радость будет.
Близкая радость,
Нездешняя – здесь.
Октябрьскую революцию 1917 года и новую Россию Зинаида Гиппиус и ее муж, писатель, религиозный мыслитель Дмитрий Мережковский не принимали до конца своих дней. Об этом свидетельствуют ее яростные и запальчивые статьи, дневники, воспоминания о покинутой стране. Но вот как закончила Зинаида Николаевна «Маленький Анин домик», «страшную сказку – русскую быль»:
Нельзя сделать, чтобы не было бывшего. Не для осуждения, не для мести надо вспоминать его, понимать его, держать в уме. Но в бывшем – теперешнее, а главное – будущее.
Уникальные свидетельства об эпохе конца XIX – начала XX века в России, живые портреты современников в «Дневниках» и мемуарах Гиппиус волнуют нас и сегодня. Сборник, вышедший в 1925 году, так и назывался – «Живые лица».
Последняя, незаконченная книга Гиппиус «Дмитрий Мережковский» – о самом близком человеке, с которым она «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день».
Жизнь. Смерть. Человек. Любовь. Бог. Главные темы творчества Зинаиды Гиппиус, обладавшей удивительной способностью все воспринимать по-своему. Вот одно из ее последних стихотворений:
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Этот сердечный мороз.
Мне бы заплакать, чтоб сердце оттаяло,
Да нет слез…
Зинаида Гиппиус, «Стужа», 1941
«Это была самая замечательная женщина, которую пришлось на моем веку знать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одаренных поэтесс, которых я встречал», – признавался поэт Георгий Адамович. Ее называли «декадентской мадонной», хотя сама Зинаида Николаевна Гиппиус не считала себя декаденткой. Она всегда была в центре внимания. Стихотворения Гиппиус печатались в литературных журналах Петербурга и Москвы. Ее критические статьи, рецензии, острые, как жало осы, пользовались успехом. В «Литературном дневнике» (1908) Гиппиус размышляет о литературе, искусстве и проблемах современности. «Для нее литература – не механическое отражение… исторических течений, а вечная борьба духа, ищущего идеала», – писал рецензент «Литературного дневника».
По мнению одного из биографов, «она с начала своих дней жила как бы вне времени, вне пространства, занятая чуть ли не с пеленок решением вечных вопросов». Возможно, этим и интересна сегодня Гиппиус – решением вечных вопросов!
И это желание не знаю откуда
Пришло, откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
Чуда!
Но плачу без слёз о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
(«Песня», 1893)
Более всего на свете она ценила свободу. Всю жизнь «…с неостывающим пылом молодости (до 75 лет!) вкривь и вкось, часто неверно, часто предвзято, судила… по принципу «кто не с нами, тот против нас» (Нина Берберова). Все подвергала сомнению и анализу.
Странные на первый взгляд стихи Гиппиус так не похожи на «женскую поэзию». Поэзия, считала она, – это лишь одна из форм, какую принимает в душе молитва:
Ничто не сбывается.
А я верю.
Везде разрушение,
А я надеюсь.
Все обманывают,
А я люблю.
Кругом несчастие,
Но радость будет.
Близкая радость,
Нездешняя – здесь.
(«Будет», 1922)
Октябрьскую революцию 1917 года и новую Россию Зинаида Гиппиус и ее муж, писатель, религиозный мыслитель Дмитрий Мережковский не принимали до конца своих дней. Об этом свидетельствуют ее яростные и запальчивые статьи, дневники, воспоминания о покинутой стране. Но вот как закончила Зинаида Николаевна «Маленький Анин домик», «страшную сказку – русскую быль»:
Нельзя сделать, чтобы не было бывшего. Не для осуждения, не для мести надо вспоминать его, понимать его, держать в уме. Но в бывшем – теперешнее, а главное – будущее.
Уникальные свидетельства об эпохе конца XIX – начала XX века в России, живые портреты современников в «Дневниках» и мемуарах Гиппиус волнуют нас и сегодня. Сборник, вышедший в 1925 году, так и назывался – «Живые лица».
Последняя, незаконченная книга Гиппиус «Дмитрий Мережковский» – о самом близком человеке, с которым она «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день».
Жизнь. Смерть. Человек. Любовь. Бог. Главные темы творчества Зинаиды Гиппиус, обладавшей удивительной способностью все воспринимать по-своему. Вот одно из ее последних стихотворений:
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
(1940-е гг.)
Автор: Татьяна Юрьевна Иванова,
главный библиотекарь МГОУНБ