Литературные статьи

В отсутствии любви. Самодурь в драме Александра Островского «Гроза»

Лучше, чтобы подчиненные любили тебя, нежели боялись;

потому что от боязни рождается ложь и лицемерие,

а от любви – истина и усердие.


Митрополит Димитрий Ростовский, XVII век.





«Самодурь» – исконно русское слово, в котором местоимение «сам» подчёркивает важность личной деятельности: «не иной кто» («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля).

Безрассудный, дикий, глупый, самоуверенный, упрямый – такими нелестными эпитетами с незапамятных времён русские люди обозначали самодуров.

Но самоду́рить – не просто дури́ть на всю голову, потакая своим прихотям. Самодурство – действенный способ самоутверждения за счёт других. Об этом говорит самая значительная по мнению самого драматурга пьеса «Гроза», премьера которой состоялась в Москве на сцене Малого театра 17 ноября 1859 года.

Действие «Грозы» происходит в городе Калинове на берегу Волги.

Жить бы да радоваться, воспевая вольную русскую реку, красоту волжских просторов! Но ощущение тревоги, предчувствие неминуемой трагедии – изначально. Город Калинов, конечно, вымышленный, но его «жестокие нравы» Островский описал предельно достоверно.

Прилюдная брань в общественном саду воспринимается калиновцами как нечто привычное, повседневное. Это тешится, распекая своего племянника, Савел Прокофьевич Дикой, богатый купец, «почётный гражданин города». Ему никто не указ, даже городничий. Разнузданность – отличительная черта этого самодура. Достаётся всем, особенно при денежных расчётах. Произвол этого дикого персонажа круто замешен на власти денег, обмане, страхе. Дикой сознательно распаляет себя, чтобы добиться личной выгоды.

Под стать ему Марфа Игнатьевна Кабанова, тоже из «почётных граждан города». В отличие от Дикого, который хоть изредка осознаёт свою греховность, Кабанова – уверенная в своей правоте ханжа: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Нуждаясь в доказательстве своей праведности, Кабаниха привечает «феклуш» – скорее приживалок, корыстных и льстивых, чем богомольных странниц.

Страшась всего нового, не желая расставаться со своей властью в доме, Марфа Игнатьевна истово держится за предписания, наставления «Домостроя», письменного свода XVI века, позволяющего разумно строить семейную жизнь. Только «Домострой», особо чтимый в купеческой среде, основан на любви. А в доме Кабановой порядок держится на страхе: любовь не востребована. Но где нет любви, где «всё как будто из-под неволи» – нет жизни.

Самодурь вводит людей в соблазн, подвергает унынию, провоцирует на обман, своеволие, бунтарство.

Рушатся даже родственные связи. От ругателя Дикого хоронятся не только наёмные работники, но и жена, дочери. Не позавидуешь судьбе племянника Дикого – Бориса. Бежит из родного дома неведомо куда дочь Кабанихи Варвара. Погибает молодая, красивая женщина, невестка Кабанихи Катерина. Безвольному Тихону, не сумевшему защитить свою жену, только и остаётся пить горькую и во всём винить мать.

Самоубийство – страшный выбор Катерины Кабановой, выбор мечтательной, своевольной, страстной натуры. Это трагедия горячего сердца, потрясшая всех калиновцев. Островский не отказывает в милосердии своей героине. Горькие слова Кулигина, разумного мастера-самоучки: «... она теперь перед судией, который милосерднее вас!» – народный приговор самодурству.

Пьеса Александра Островского «Гроза» – «глубоко русское произведение», как однажды выразился Федор Достоевский…

Автор: Татьяна Юрьевна Иванова, главный библиотекарь МГОУНБ