Литературные статьи

Пусть имя мое живет в трудах моих. 100 лет Виктору Астафьеву

Виктор Петрович Астафьев – выдающийся советский и российский писатель, драматург, сценарист. Член Союза писателей СССР, Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих Государственных премий, бесспорный лидер сформировавшегося в 1950–1980-х годах направления, получившего название «деревенская проза».

1 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Петровича. К этому событию готовятся не только на малой родине писателя – в селе Овсянка Красноярского края, но и по всей стране. Соответствующий указ был подписан президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

Астафьев – человек удивительной судьбы. Он преодолел множество испытаний: потерю родителей, беспризорничество, пребывание в детском доме, войну. Все это закалило писателя, впоследствии ставшего классиком еще при жизни.

Детские и юношеские годы Виктора Петровича выпали на непростое время. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отца, Петра Павловича, осужденного за «вредительство», выслали из родных мест. Вскоре Виктор лишился и матери. Лидия Ильинична, отправившись навестить супруга, утонула. Лодка, в которой плыла женщина, наткнулась на сплавной бон и перевернулась. Доплыть до берега у Лидии Ильиничны шансов не было. Позднее, став писателем, Астафьев посвятит памяти матери повесть «Перевал».

Несколько лет Виктор провел под опекой бабушки, Катерины Петровны. Она раньше других увидела во внуке необыкновенную душевную открытость. Считая, что это не что иное, как порча, женщина то и дело вздыхала и испуганно качала головой. Годы, проведенные с бабушкой, стали самыми светлыми и счастливыми в детстве Астафьева. Он описал их в автобиографической повести «Последний поклон». Вот как об этом произведении высказался литературный критик, литературовед, прозаик, член Союза писателей России Валентин Яковлевич Курбатов: «…Всех он [Астафьев] собрал в этой поместительной, как хорошая изба, книге, чтобы согреться возле них и поблагодарить жизнь за то, что у него и в сиротстве была крепкая семья, древо рода, где он был не чужой ветвью. Благодаря всем своим дядьям, теткам, племянникам и двоюродным братьям, он теперь вполне знает, что родина – это род, родные люди на родимой земле».

Когда отец Виктора Петровича досрочно вышел на свободу и снова женился, семья переехала в город Игарку. Супруга отца своенравного мальчика не приняла. Да и Петру Павловичу подросток только мешал. Виктор сбежал из дома и после нескольких месяцев скитаний по улицам попал в детский дом. Именно тогда была написана небольшая зарисовка о любимом озере, спустя годы превратившаяся в рассказ «Васюткино озеро». Он считается одним из лучших произведений о сибиряках – людях стойких и упорных, трудолюбивых и смекалистых, умеющих до самозабвения любить свою суровую и прекрасную природу, выживать в экстремальных условиях – в тайге, в одиночку, не сломавшись и не спасовав ни перед какими трудностями.

В 1942 году Астафьев, закончивший железнодорожную школу и трудящийся дежурным по станции, отправляется добровольцем на фронт. За время Великой Отечественной войны писатель сменил несколько профессий: шофера, артразведчика, связиста. Он был участником форсирования Днепра, Корсунь-Шевченковской операции, боев на Брянском и Воронежском фронтах, пережил тяжелое ранение. В письме, вошедшем в книгу «Нет мне ответа…», Астафьев отмечал: «Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что на войне меня любили и даже с плацдарма вытащили, но там, на плацдарме, осталась половина меня – моей памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности, и полностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил, веселый, глазастый и неунывающий».

Наступил 1945 год. В городе Станиславчике уже давно не шли бои, но остались расквартированные солдаты и медицинский персонал. Там Виктор Петрович познакомился с будущей супругой, медицинской сестрой Марией Семеновной Корякиной. Она принесла молодому полуслепому солдату, обожающему чтение, книги, которые было так сложно достать в военное время.

После демобилизации Астафьев вместе с женой поселился в уральском городе Чусовом. Чтобы содержать семью, Виктор Петрович занимался низкооплачиваемым неквалифицированным трудом: сначала работал слесарем, затем вахтером в колбасном цеху.

Астафьев был человек непростой. Резкий, авторитарный, не терпящий возражений, точно знающий, чего он хочет и как в жизни все должно быть устроено. Когда на заседании литературного объединения при местной газете писатель услышал короткую историю бывшего политработника о «красивой», «образцовой» войне, негодованию Виктора Петровича не было предела. И он создал рассказ о судьбе связиста Матвея Савинцева из далекой алтайской деревушки – «Гражданский человек». Позднее Астафьев вспоминал: «Я написал его за ночь и, вырвав плотные страницы из корочек, на следующем занятии кружка, то есть через неделю, прочел рассказ вслух. Рассказ был воспринят положительно, и его решили печатать в газете «Чусовской рабочий» как можно скорее. Поразобрав каракули, нанесенные на бумаге полуграмотным, да к тому же и контуженным человеком, маленько его подредактировав, – «Чего там редактировать? Там же сплошная правда!». Так начался литературный взлет будущего классика.

Критики отмечали, что проза Астафьева наполнена «суровой, корявой шершавостью звучания, неприглаженностью, необструганностью деталей и образов», ей свойственны «живое чувство слова, свежесть восприятия».

Огромный вклад писателя в развитие отечественной литературы сложно переоценить. Одна из главных его заслуг – выявление русского национального характера. Книги Астафьева можно рассматривать как историю духовной культуры, общественной жизни и человеческой души. Через все творчество Виктора Петровича проходит тема совести, нравственных традиций народа. По сюжетам произведений писателя снято множество художественных фильмов, которые вошли в золотой фонд российского кинематографа.

Умер Астафьев на семьдесят восьмом году жизни. В своем завещании он написал: «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей…».

Автор: Татьяна Алексеевна Вышкова,

главный библиотекарь МГОУНБ