Блажен не тот, кто всех умнее –
Ах, нет! Он часто всех грустнее...
После долгого отсутствия в Москву возвращается молодой дворянин Александр Чацкий. Утром он объявляется в доме столичного барина Павла Афанасьевича Фамусова:
Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Чацкий был воспитан в этом доме. С Софьей, дочерью Фамусова, связаны трогательные воспоминания о первой любви, надежды на личное счастье.
Александр Чацкий – романтик. Он намечтал радостную встречу с любимой девушкой. Но Софья не рада ему.
Со школьной скамьи мы воспринимаем грибоедовскую пьесу исключительно как политическую сатиру. А «Горе от ума» – еще и печальная комедия о безответной любви, о несбывшихся грезах.
Умный Чацкий любит Софью, она влюблена в ничтожного Молчалина, а тот не прочь приударить за бойкой служанкой Лизонькой.
Почему «девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку?» – вопрошает А. С. Грибоедов в письме к П. А. Катенину, соавтору его первых пьес. Вот и Чацкий считает Молчалина «жалчайшим созданьем» и не понимает, почему Софья выбрала его.
Во-первых, безродный секретарь Фамусова далеко не глуп. Как искусно он разыгрывает роль влюбленного в читательницу сентиментальных французских романов:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Чем не идеальный герой, взятый напрокат из любимых книг Софьи!
Жизненный опыт семнадцатилетней девушки невелик, нет рядом матери, вот она и обманывается в своем избраннике, которого придумала.
Во-вторых, прошло три года. Софья не прежняя девочка, которая испытывала нежные чувства к Чацкому:
Вот об себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него.
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
Критический ум Чацкого, «гоненье на Москву» пугают повзрослевшую Софью. Сравнивая Молчалина с Чацким, она выбирает Молчалина:
Конечно, нет в нем этого ума,
Который гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Не в восторге от внезапного появления в доме Чацкого и Павел Афанасьевич: он понаслышан о причудах своего воспитанника. Проницательный Фамусов не на пустом месте прозревает в Чацком «опасного человека»:
Вот рыскают по свету, бьют баклуши.
Воротятся, у них порядка жди.
«Грибоедовская Москва» – не просто московское барство. Это крупные чиновники, живущие по своим понятиям. Они оценивают всех не по уму и душевным качествам, а по чинам и богатству.
Чацкий – чужой среди своих, и в этом его «горе». Жизненные ценности молодого героя иные, чем жизненные ценности Фамусова и гостей, приехавших на бал, и ничего нельзя изменить:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Чацкий отказывается раболепствовать перед вышестоящими в погоне за чинами. Он не желает жить в мире сплетен, слухов. Служить лицам, а не делу. Ему ненавистен произвол помещиков-самодуров, владельцев крепостных душ.
И Чацкий заявляет об этом.
Вольно или невольно, главный герой отрицает то, на чем основано благополучие этих людей, и они хором объявляют его безумным.
Грустно заканчивается день, на который Чацкий возлагал большие надежды. Самое горькое разочарование – Софья:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
Но Софья хотела того же, что и Чацкий. Трагедия в том, что у них о счастье разное представление.
А. С. Грибоедов на стороне своего героя. Иного мнения о Чацком был А. С. Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело...» (из письма к А. А. Бестужеву от января 1825 года).
Но по-детски простосердечный Чацкий ведет себя так, как вели себя многие молодые дворяне, мечтающие о политическом преобразовании России. Революционные романтики, они приравнивали слово к действию, «гремели» и поучали, не заботясь о том, что выглядят смешными или опасными в светском обществе.
Принято считать, что Чацкому – прямая дорога на Сенатскую площадь. Возможно. Но у Грибоедова – открытый финал комедии.
А. А. Блок, поэт Серебряного века, называл «Горе от ума» произведением «непревзойденным, единственным в литературе, не разгаданным до конца...»
Как прочитают бессмертную комедию Грибоедова, написанную ровно 200 лет назад, в XXI столетии?
Ах, нет! Он часто всех грустнее...
Н. М. Карамзин, «Ода глупцам»
После долгого отсутствия в Москву возвращается молодой дворянин Александр Чацкий. Утром он объявляется в доме столичного барина Павла Афанасьевича Фамусова:
Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Чацкий был воспитан в этом доме. С Софьей, дочерью Фамусова, связаны трогательные воспоминания о первой любви, надежды на личное счастье.
Александр Чацкий – романтик. Он намечтал радостную встречу с любимой девушкой. Но Софья не рада ему.
Со школьной скамьи мы воспринимаем грибоедовскую пьесу исключительно как политическую сатиру. А «Горе от ума» – еще и печальная комедия о безответной любви, о несбывшихся грезах.
Умный Чацкий любит Софью, она влюблена в ничтожного Молчалина, а тот не прочь приударить за бойкой служанкой Лизонькой.
Почему «девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку?» – вопрошает А. С. Грибоедов в письме к П. А. Катенину, соавтору его первых пьес. Вот и Чацкий считает Молчалина «жалчайшим созданьем» и не понимает, почему Софья выбрала его.
Во-первых, безродный секретарь Фамусова далеко не глуп. Как искусно он разыгрывает роль влюбленного в читательницу сентиментальных французских романов:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Чем не идеальный герой, взятый напрокат из любимых книг Софьи!
Жизненный опыт семнадцатилетней девушки невелик, нет рядом матери, вот она и обманывается в своем избраннике, которого придумала.
Во-вторых, прошло три года. Софья не прежняя девочка, которая испытывала нежные чувства к Чацкому:
Вот об себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него.
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
Критический ум Чацкого, «гоненье на Москву» пугают повзрослевшую Софью. Сравнивая Молчалина с Чацким, она выбирает Молчалина:
Конечно, нет в нем этого ума,
Который гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Не в восторге от внезапного появления в доме Чацкого и Павел Афанасьевич: он понаслышан о причудах своего воспитанника. Проницательный Фамусов не на пустом месте прозревает в Чацком «опасного человека»:
Вот рыскают по свету, бьют баклуши.
Воротятся, у них порядка жди.
«Грибоедовская Москва» – не просто московское барство. Это крупные чиновники, живущие по своим понятиям. Они оценивают всех не по уму и душевным качествам, а по чинам и богатству.
Чацкий – чужой среди своих, и в этом его «горе». Жизненные ценности молодого героя иные, чем жизненные ценности Фамусова и гостей, приехавших на бал, и ничего нельзя изменить:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Чацкий отказывается раболепствовать перед вышестоящими в погоне за чинами. Он не желает жить в мире сплетен, слухов. Служить лицам, а не делу. Ему ненавистен произвол помещиков-самодуров, владельцев крепостных душ.
И Чацкий заявляет об этом.
Вольно или невольно, главный герой отрицает то, на чем основано благополучие этих людей, и они хором объявляют его безумным.
Грустно заканчивается день, на который Чацкий возлагал большие надежды. Самое горькое разочарование – Софья:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
Но Софья хотела того же, что и Чацкий. Трагедия в том, что у них о счастье разное представление.
А. С. Грибоедов на стороне своего героя. Иного мнения о Чацком был А. С. Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело...» (из письма к А. А. Бестужеву от января 1825 года).
Но по-детски простосердечный Чацкий ведет себя так, как вели себя многие молодые дворяне, мечтающие о политическом преобразовании России. Революционные романтики, они приравнивали слово к действию, «гремели» и поучали, не заботясь о том, что выглядят смешными или опасными в светском обществе.
Принято считать, что Чацкому – прямая дорога на Сенатскую площадь. Возможно. Но у Грибоедова – открытый финал комедии.
А. А. Блок, поэт Серебряного века, называл «Горе от ума» произведением «непревзойденным, единственным в литературе, не разгаданным до конца...»
Как прочитают бессмертную комедию Грибоедова, написанную ровно 200 лет назад, в XXI столетии?
Автор: Татьяна Юрьевна Иванова,
главный библиотекарь МГОУНБ